КРИЗИС: СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ

Эксперты разделяют кризисы на экономические, финансовые, технические, управленческие, социальные и политические. Впрочем, спровоцировать чрезвычайную ситуацию могут как природные катаклизмы, так и невнимательность рядового сотрудника. Готова ли ваша компания к подобным испытаниям?

Большинство кризисов можно предвидеть хотя бы потому, что они возникают в результате принятия непопулярных мер внутри самой организации. Например, это решения об увольнении работников или продаже активов, которые слишком долго планируются, а в их подготовке участвует много людей. В такой ситуации возможны утечка информации, слухи, которые, умножаясь, могут спровоцировать кризис. Поэтому одновременно с подготовкой к реструктуризации фирмы нужно разрабатывать антикризисную стратегию, которая снизит остроту конфликта и ограничит возможный ущерб. Подобно человеку, компания растет и развивается по определенным законам. Она не застрахована от возрастных кризисов, которые ей приходиться преодолевать по мере взросления. Причем, политический и экономический кризис страны может совпасть с кризисом роста компании и серьезно нарушить ее стабильность.ПОДВЕРСТКАНеобходимо вовремя распознавать основные симптомы кризиса, которые обычно сводятся к следующим моментам:

  • Среди руководства компании нет единства мнений относительно мер по выводу компании из кризиса. Руководство компании избегает контактов с подчиненными.
  • Прежние методы управления персоналом перестают работать. Привычные формы стимулирования и мотивации становятся малоэффективными, а традиционные системы делегирования, отчетности и контроля не дают ожидаемого результата.
  • Появляются серьезные сбои в организации системы сбыта.
  • Эмоциональное напряжение среди сотрудников нарастает, обостряются конфликты.
  • Рядовые сотрудники компании возбужденно обсуждают предстоящие сокращения и трудности, связанные с поиском новой работы. Некоторые занимаются имитацией активной деятельности.

Сплотить коллектив вокруг стратегии выхода из кризиса помогут внешние консультанты по организационному управлению. Они подскажут, как интенсифицировать процесс разработки стратегии, какие методы и психотехнологии можно использовать и как добиться, чтобы разработанная программа активно проводилась в жизнь. 
Можно предложить несколько стандартных процедур - «рецептов» для излечения организации от кризисной болезни:1. ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.Начните с уточнения истинной картины. Если симптомы кризисной болезни отсутствуют совсем, - это тревожный признак: люди пребывают в состоянии самоуспокоенности, не осознали всей серьезности ситуации и не мобилизовали свои возможности. Если же «температура» зашкаливает, организационный стресс в компании вырос до крайних, разрушительных значений, то необходимо принимать срочные меры.
2. НАЧНИТЕ РАЗРАБОТКУ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ.Кризисную реструктуризацию фирмы нужно начинать с создания рабочей антикризисной команды (штаба). Организация антикризисной команды должна соответствовать ряду требований:
- По составу антикризисной команды: авторитетность, компактность, введение в состав команды специалистов, придерживающихся различных точек зрения: это позволит избежать односторонности решений. Введение в состав команды неспециалистов - это позволяет выработать нестандартные решения, разрушает привычные стереотипы специалистов.
- Оперативность решений и внедрения.
- Использование методик «мозгового штурма», анализа конкретных ситуаций, деловых и организационно - деятельностных игр при решении проблем.
- Дистанцированность первых лиц предприятия от антикризисной команды, при сохранении систематического контроля за работой штаба с их стороны.
- Способность противостоять давлению и сопротивлению со стороны руководства и сотрудников.
Почему же организация, по инерции, зачастую - до последнего, продолжает те же, старые формы функционирования? Почему мы видим элементы саботажа со стороны руководства и сотрудников, казалось бы, кровно заинтересованных в выходе из кризисной ситуации, в нововведениях и перестройке? Часто причины кроются в эмоциональных состояниях людей, в состояниях застревания, и нарушениях в коммуникации сотрудников - несовпадение формальной и неформальной иерархии власти, структуры подчиненности, информационных потоков в организации, наличие неформальных треугольников в общении и секретов в организации, и др.
Для предприятия (организации) важно своевременно провести детальный анализ ситуации и разработать стратегию дальнейших действий как внутри организации, так и в контактах с внешним окружением. 
Речь может идти о таких стратегиях, как - адаптация, самоизоляция, сотрудничество, компромисс, соперничество и др. Комбинация различных стратегий и их своевременное применение на разных этапах развития конфликта являются одним из важнейших элементов искусства коммуникации в конфликтных и кризисных ситуациях.
Также необходим систематический и последовательный анализ информационных связей, так как любой конфликт или кризис являются следствием недостаточного взаимодействия. Важное условие успеха - единство позиций членов руководства относительно антикризисной программы действий.3. РАЗРАБОТАЙТЕ НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА, СБЫТА . ПРОВЕДИТЕ РЕИНЖЕНИРИНГ.
Руководители отделов производства, маркетинга, рекламы, сбыта и др. должны оценить, как изменились потребности клиентов компании, и разработать меры по сохранению наработанных связей. Этому могут помочь известные в практике менеджмента технологии и методики (Методика SWOT-анализа и др.).
Усильте потенциал отдела продаж, подключив к его работе сотрудников из других подразделений. - Позаботьтесь о повышении квалификации менеджеров по продажам, особенно, новичков, переброшенных на продажи из других отделов. В условиях кризиса их искусство продаж для промышленно-торговых организаций приобретает решающую роль.4. ИЗМЕНИТЕ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
Современные ситуационные теории, концепции и модели лидерства (модели Ф.Фидлера, Р.Блейка и Дж.Моутона, теория Херси-Бланшара и др.) подтверждают, что кризисная ситуация требует усиления директивного начала в руководстве:
- Даже если руководитель придерживается в умеренно благоприятной ситуации демократического стиля управления и общения с подчиненными, ему необходимо в критической ситуации максимально сконцентрировать власть в своих руках и руках управленческой команды, минимально советоваться «с подчиненными, чтобы не получилось ситуация «Лебедем, Раком и Щукой...», и организация разложилась на несколько частей... 
- Необходимо поставить перед сотрудниками четкие кратковременные цели, задачи повысить детальность контроля и частоту исполнительской отчетности.
- В то же время, во главу угла должны быть поставлены не только рабочая дисциплина (точность и оперативность исполнения), конструктивный рабочий настрой (мы не растеряны, не подавлены), ориентированность на результат (мы работаем во имя конечной цели, а не ради самой работы), но и гибкость, креативность (мы способны находить новые, творческие, нестандартные решения).
- Во время кризиса шеф должен быть в центре событий, невзирая на расстояние до места, где возникла кризисная ситуация. Это правило должно соблюдаться всегда, даже если шефа придется поднять с постели или отозвать из отпуска.
- В случае необходимости он может проявить соответствующие ситуации эмоции, естественные человеческие чувства, к чему хороший руководитель всегда должен быть готов. Конечно, это касается только кризисов крупного масштаба... 
- В кризисной ситуации организации в первую очередь нужны лидеры, которые могут по-иному видеть ситуацию. И что очень важно они должны дать себе обязательство следовать своему видению, точке зрения, - только тогда они смогут сопротивляться любому кризису, саботажу в организации, решать любую критическую и спорную ситуацию.
Американские специалисты по корпоративному психоанализу утверждают, что в критической ситуации «вы должны больше бояться своих друзей и близких, чем своих врагов, особенно на той стадии, когда вы начали самоопределяться». Ведь коллеги, друзья и родственники обычно хотят, чтобы вы действовали обычным, старым, устоявшимся способом, т.к. корпоративная и семейная система сопротивляется изменениям...
Лидер организации должен иметь в себе силы, несмотря на сильное сопротивление, действовать по-новому и продвигать всю систему вперед.
5. ПОСТРОЙТЕ МОДЕЛЬ ВАШЕЙ КОМАНДЫ.
Каждому руководителю, после определения своих задач и тактик, важно знать важнейшие «квалификационные характеристики», которыми должны обладать сотрудники, чтобы компания не только выжила в момент кризиса, но и сумела быстро нарастить потенциал, когда рыночная ситуация стабилизируется. Анализ текущей ситуации, а также перспективных возможностей рынка позволит выделить набор ключевых компетенций, к созданию «квалификационной характеристики» - профессионально-деловому портрету тех менеджеров и специалистов, кто обеспечит наилучшие возможности для реализации этих целей и задач.6. СОЗДАЙТЕ «ТЕПЛЫЙ» КОРПОРАТИВНЫЙ КЛИМАТ.
Руководство компании в кризисной ситуации должно демонстрировать сотрудникам, что оно разделяет их трудности и полностью контролирует ситуацию. Информируйте персонал о любых позитивных переменах и успехах, достигнутых в результате реорганизации. Например, об удержании прежних объемов продаж, завоевании перспективной рыночной ниши или о привлечении новых клиентов. 
7. РАЗРАБОТАЙТЕ «КРИЗИСНЫЕ СЦЕНАРИИ»
Кризисный сценарий можно разработать для самых внезапных и экстремальных ситуаций. И при систематическом анализе информационных связей, кризис или чрезвычайное происшествие не застанут Вас врасплох.
Кризисный сценарий должен включать:

  • Список руководящих работников высшего, среднего и нижнего звеньев с указанием возможных вариантов их взаимодействия в кризисной ситуации, вплоть до ситуаций эвакуации.
  • Перечень лиц , имеющих право выступать перед общественностью и информировать средства массовой информации.
  • Список сотрудников, ответственных за информирование на уровне нижних организационных звеньев. Они должны иметь опыт работы в области PR и навыки взаимодействия в кризисной ситуации.
  • Сосредоточение всех важнейших материалов, в подразделении по связям с общественностью, которое должно располагать средствами и оборудованием для работы вне рабочего места.
  • План проведения учений на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

8. РАССКАЗЫВАЙТЕ СОТРУДНИКАМ ПРАВДУ.
Правдиво и своевременно информируйте персонал о сложившейся ситуации. Убедите людей в том, что положение дел отнюдь не безнадежно: расскажите о принимаемых мерах по стабилизации обстановки. Обосновывайте принятие непопулярных решений (сокращений, отправки в неоплачиваемые отпуска, уменьшения зарплат, возложения на работников дополнительных обязанностей). Не бойтесь открыто проявлять свои чувства! Не отвергайте людей и не проявляйте агрессивность, если придется столкнуться с аргументацией, не затрагивающей сути проблемы. Лучше выслушать, промолчать, высказать сожаление и понимание. 
Всегда лучше озвучить проблему, которая вызывает напряжение. Открытое проговаривание сущности проблемы снизит напряжение между вами и вашими коллегами, и будет способствовать скорейшему выходу из кризиса в отношениях.
Необходимо подчеркнуть, что большинство организационных кризисов, конфликтов можно предвидеть, эффективно управлять ими, и рассматривать конфликт не как фактор, разрушающий организацию, а как фактор, который способствует развитию организации.
В крупных корпорациях США созданы специальные лаборатории, которые следят за интенсивностью конфликтных ситуации в организации, и если конфликты отсутствуют, то это для них - серьезный сигнал тревоги, свидетельствующий о застое в организации. Конфликт – страховка от застоя, т.к. без конфликта немыслимо развитие организации, группы, личности.

 

Ген. директор компании "ГЛОБАЛ КОНСАЛТИНГ ГРУПП", К.П.Н., ДОЦЕНТ Н.В.КИРШЕВА


Приглашаем вас на открытый вебинар по теме "Применение инструментов PDA International в коучинге и развитии персонала", который состоится совместно с международным университетом GLOBAL COACHING 28 августа в 18:30

15 августа в 12-00 (Мск) PDA International RUS совместно с Профессиональным Сообществом " Эксперты рынка труда" проводит открытый вебинар: «Эффективное командообразование и анализ команды по технологии PDA International».

Запись Вебинара (PDA - Эксперты рынка труда) 20.06.2019. Тема: "Повышение продуктивности работы коуча на 100% - инновационная система онлайн коучинга от PDA International"

Уважаемые посетители сайта!

ПРОСИМ ВАС РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ:

- на ежемесячные БЕСПЛАТНЫЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ВЕБИНАРЫ:

1. О МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА PDA International"

2. О СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ И КОУЧИНГА ПЕРСОНАЛА "MY PDA COACH

- НА СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУ:

«Применение инструментов PDA INTERNATIONAL в подборе и адаптации персонала» (ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ-АНАЛИТИКОВ PDA  и др. консультантов)

- На Международный сертификационный курс "Консультант-Аналитик PDA" (по индивидуальной записи)

Полный календарь мероприятий

ПРОВОДИТ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР PDA INTERNATIONAL RUS & SNG, К.П.Н., ДОЦЕНТ - КИРШЕВА НАТАЛИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ: По тел. +7 (495) 617-38-38, +7 (499) 664-48-78

По E-Mail:info@globalconsulting.ru; info@profiles-rus.ru

Расписание семинаров и вебинаров:

Вебинар - "Эффективное командообразование и анализ команды по технологии PDA International" в 12:00 - 15 Августа

Вебинар - "Женское лидерство: оценка личностного потенциала и профориентация с помощью инструментов PDA International" в 12:00 - 22 Августа

Вебинар - "Применение инструментов PDA INTERNATIONAL в коучинге и развитии персонала" в 18:30 - 28 августа