КРИЗИС: СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ

Эксперты разделяют кризисы на экономические, финансовые, технические, управленческие, социальные и политические. Впрочем, спровоцировать чрезвычайную ситуацию могут как природные катаклизмы, так и невнимательность рядового сотрудника. Готова ли ваша компания к подобным испытаниям?

Большинство кризисов можно предвидеть хотя бы потому, что они возникают в результате принятия непопулярных мер внутри самой организации. Например, это решения об увольнении работников или продаже активов, которые слишком долго планируются, а в их подготовке участвует много людей. В такой ситуации возможны утечка информации, слухи, которые, умножаясь, могут спровоцировать кризис. Поэтому одновременно с подготовкой к реструктуризации фирмы нужно разрабатывать антикризисную стратегию, которая снизит остроту конфликта и ограничит возможный ущерб. Подобно человеку, компания растет и развивается по определенным законам. Она не застрахована от возрастных кризисов, которые ей приходиться преодолевать по мере взросления. Причем, политический и экономический кризис страны может совпасть с кризисом роста компании и серьезно нарушить ее стабильность.ПОДВЕРСТКАНеобходимо вовремя распознавать основные симптомы кризиса, которые обычно сводятся к следующим моментам:

  • Среди руководства компании нет единства мнений относительно мер по выводу компании из кризиса. Руководство компании избегает контактов с подчиненными.
  • Прежние методы управления персоналом перестают работать. Привычные формы стимулирования и мотивации становятся малоэффективными, а традиционные системы делегирования, отчетности и контроля не дают ожидаемого результата.
  • Появляются серьезные сбои в организации системы сбыта.
  • Эмоциональное напряжение среди сотрудников нарастает, обостряются конфликты.
  • Рядовые сотрудники компании возбужденно обсуждают предстоящие сокращения и трудности, связанные с поиском новой работы. Некоторые занимаются имитацией активной деятельности.

Сплотить коллектив вокруг стратегии выхода из кризиса помогут внешние консультанты по организационному управлению. Они подскажут, как интенсифицировать процесс разработки стратегии, какие методы и психотехнологии можно использовать и как добиться, чтобы разработанная программа активно проводилась в жизнь. 
Можно предложить несколько стандартных процедур - «рецептов» для излечения организации от кризисной болезни:1. ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.Начните с уточнения истинной картины. Если симптомы кризисной болезни отсутствуют совсем, - это тревожный признак: люди пребывают в состоянии самоуспокоенности, не осознали всей серьезности ситуации и не мобилизовали свои возможности. Если же «температура» зашкаливает, организационный стресс в компании вырос до крайних, разрушительных значений, то необходимо принимать срочные меры.
2. НАЧНИТЕ РАЗРАБОТКУ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ.Кризисную реструктуризацию фирмы нужно начинать с создания рабочей антикризисной команды (штаба). Организация антикризисной команды должна соответствовать ряду требований:
- По составу антикризисной команды: авторитетность, компактность, введение в состав команды специалистов, придерживающихся различных точек зрения: это позволит избежать односторонности решений. Введение в состав команды неспециалистов - это позволяет выработать нестандартные решения, разрушает привычные стереотипы специалистов.
- Оперативность решений и внедрения.
- Использование методик «мозгового штурма», анализа конкретных ситуаций, деловых и организационно - деятельностных игр при решении проблем.
- Дистанцированность первых лиц предприятия от антикризисной команды, при сохранении систематического контроля за работой штаба с их стороны.
- Способность противостоять давлению и сопротивлению со стороны руководства и сотрудников.
Почему же организация, по инерции, зачастую - до последнего, продолжает те же, старые формы функционирования? Почему мы видим элементы саботажа со стороны руководства и сотрудников, казалось бы, кровно заинтересованных в выходе из кризисной ситуации, в нововведениях и перестройке? Часто причины кроются в эмоциональных состояниях людей, в состояниях застревания, и нарушениях в коммуникации сотрудников - несовпадение формальной и неформальной иерархии власти, структуры подчиненности, информационных потоков в организации, наличие неформальных треугольников в общении и секретов в организации, и др.
Для предприятия (организации) важно своевременно провести детальный анализ ситуации и разработать стратегию дальнейших действий как внутри организации, так и в контактах с внешним окружением. 
Речь может идти о таких стратегиях, как - адаптация, самоизоляция, сотрудничество, компромисс, соперничество и др. Комбинация различных стратегий и их своевременное применение на разных этапах развития конфликта являются одним из важнейших элементов искусства коммуникации в конфликтных и кризисных ситуациях.
Также необходим систематический и последовательный анализ информационных связей, так как любой конфликт или кризис являются следствием недостаточного взаимодействия. Важное условие успеха - единство позиций членов руководства относительно антикризисной программы действий.3. РАЗРАБОТАЙТЕ НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА, СБЫТА . ПРОВЕДИТЕ РЕИНЖЕНИРИНГ.
Руководители отделов производства, маркетинга, рекламы, сбыта и др. должны оценить, как изменились потребности клиентов компании, и разработать меры по сохранению наработанных связей. Этому могут помочь известные в практике менеджмента технологии и методики (Методика SWOT-анализа и др.).
Усильте потенциал отдела продаж, подключив к его работе сотрудников из других подразделений. - Позаботьтесь о повышении квалификации менеджеров по продажам, особенно, новичков, переброшенных на продажи из других отделов. В условиях кризиса их искусство продаж для промышленно-торговых организаций приобретает решающую роль.4. ИЗМЕНИТЕ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
Современные ситуационные теории, концепции и модели лидерства (модели Ф.Фидлера, Р.Блейка и Дж.Моутона, теория Херси-Бланшара и др.) подтверждают, что кризисная ситуация требует усиления директивного начала в руководстве:
- Даже если руководитель придерживается в умеренно благоприятной ситуации демократического стиля управления и общения с подчиненными, ему необходимо в критической ситуации максимально сконцентрировать власть в своих руках и руках управленческой команды, минимально советоваться «с подчиненными, чтобы не получилось ситуация «Лебедем, Раком и Щукой...», и организация разложилась на несколько частей... 
- Необходимо поставить перед сотрудниками четкие кратковременные цели, задачи повысить детальность контроля и частоту исполнительской отчетности.
- В то же время, во главу угла должны быть поставлены не только рабочая дисциплина (точность и оперативность исполнения), конструктивный рабочий настрой (мы не растеряны, не подавлены), ориентированность на результат (мы работаем во имя конечной цели, а не ради самой работы), но и гибкость, креативность (мы способны находить новые, творческие, нестандартные решения).
- Во время кризиса шеф должен быть в центре событий, невзирая на расстояние до места, где возникла кризисная ситуация. Это правило должно соблюдаться всегда, даже если шефа придется поднять с постели или отозвать из отпуска.
- В случае необходимости он может проявить соответствующие ситуации эмоции, естественные человеческие чувства, к чему хороший руководитель всегда должен быть готов. Конечно, это касается только кризисов крупного масштаба... 
- В кризисной ситуации организации в первую очередь нужны лидеры, которые могут по-иному видеть ситуацию. И что очень важно они должны дать себе обязательство следовать своему видению, точке зрения, - только тогда они смогут сопротивляться любому кризису, саботажу в организации, решать любую критическую и спорную ситуацию.
Американские специалисты по корпоративному психоанализу утверждают, что в критической ситуации «вы должны больше бояться своих друзей и близких, чем своих врагов, особенно на той стадии, когда вы начали самоопределяться». Ведь коллеги, друзья и родственники обычно хотят, чтобы вы действовали обычным, старым, устоявшимся способом, т.к. корпоративная и семейная система сопротивляется изменениям...
Лидер организации должен иметь в себе силы, несмотря на сильное сопротивление, действовать по-новому и продвигать всю систему вперед.
5. ПОСТРОЙТЕ МОДЕЛЬ ВАШЕЙ КОМАНДЫ.
Каждому руководителю, после определения своих задач и тактик, важно знать важнейшие «квалификационные характеристики», которыми должны обладать сотрудники, чтобы компания не только выжила в момент кризиса, но и сумела быстро нарастить потенциал, когда рыночная ситуация стабилизируется. Анализ текущей ситуации, а также перспективных возможностей рынка позволит выделить набор ключевых компетенций, к созданию «квалификационной характеристики» - профессионально-деловому портрету тех менеджеров и специалистов, кто обеспечит наилучшие возможности для реализации этих целей и задач.6. СОЗДАЙТЕ «ТЕПЛЫЙ» КОРПОРАТИВНЫЙ КЛИМАТ.
Руководство компании в кризисной ситуации должно демонстрировать сотрудникам, что оно разделяет их трудности и полностью контролирует ситуацию. Информируйте персонал о любых позитивных переменах и успехах, достигнутых в результате реорганизации. Например, об удержании прежних объемов продаж, завоевании перспективной рыночной ниши или о привлечении новых клиентов. 
7. РАЗРАБОТАЙТЕ «КРИЗИСНЫЕ СЦЕНАРИИ»
Кризисный сценарий можно разработать для самых внезапных и экстремальных ситуаций. И при систематическом анализе информационных связей, кризис или чрезвычайное происшествие не застанут Вас врасплох.
Кризисный сценарий должен включать:

  • Список руководящих работников высшего, среднего и нижнего звеньев с указанием возможных вариантов их взаимодействия в кризисной ситуации, вплоть до ситуаций эвакуации.
  • Перечень лиц , имеющих право выступать перед общественностью и информировать средства массовой информации.
  • Список сотрудников, ответственных за информирование на уровне нижних организационных звеньев. Они должны иметь опыт работы в области PR и навыки взаимодействия в кризисной ситуации.
  • Сосредоточение всех важнейших материалов, в подразделении по связям с общественностью, которое должно располагать средствами и оборудованием для работы вне рабочего места.
  • План проведения учений на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

8. РАССКАЗЫВАЙТЕ СОТРУДНИКАМ ПРАВДУ.
Правдиво и своевременно информируйте персонал о сложившейся ситуации. Убедите людей в том, что положение дел отнюдь не безнадежно: расскажите о принимаемых мерах по стабилизации обстановки. Обосновывайте принятие непопулярных решений (сокращений, отправки в неоплачиваемые отпуска, уменьшения зарплат, возложения на работников дополнительных обязанностей). Не бойтесь открыто проявлять свои чувства! Не отвергайте людей и не проявляйте агрессивность, если придется столкнуться с аргументацией, не затрагивающей сути проблемы. Лучше выслушать, промолчать, высказать сожаление и понимание. 
Всегда лучше озвучить проблему, которая вызывает напряжение. Открытое проговаривание сущности проблемы снизит напряжение между вами и вашими коллегами, и будет способствовать скорейшему выходу из кризиса в отношениях.
Необходимо подчеркнуть, что большинство организационных кризисов, конфликтов можно предвидеть, эффективно управлять ими, и рассматривать конфликт не как фактор, разрушающий организацию, а как фактор, который способствует развитию организации.
В крупных корпорациях США созданы специальные лаборатории, которые следят за интенсивностью конфликтных ситуации в организации, и если конфликты отсутствуют, то это для них - серьезный сигнал тревоги, свидетельствующий о застое в организации. Конфликт – страховка от застоя, т.к. без конфликта немыслимо развитие организации, группы, личности.

 

Ген. директор компании "ГЛОБАЛ КОНСАЛТИНГ ГРУПП", К.П.Н., ДОЦЕНТ Н.В.КИРШЕВА

Уважаемые посетители сайта!
ПРОСИМ ВАС РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ  на вебинары! ЕЖЕМЕСЯЧНО - БЕСПЛАТНЫЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ВЕБИНАРЫ

Полный календарь мероприятий

"О МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА PDA International "

ПРОВОДИТ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР PDA INTERNATIONAL RUS & SNG, К.П.Н., ДОЦЕНТ - КИРШЕВА НАТАЛИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ: По тел. +7 (495) 617-38-38, +7 (499) 664-48-78

По E-Mail:info@globalconsulting.ru; info@profiles-rus.ru

Расписание семинаров и вебинаров:

10 августа и 24 августа в 12:00 (длительность 1 час)

Тема:Презентационный вебинар компании «PDA International» - Оценка персонала по системе PDA Intrnational при подборе персонала (Asessment Center) и для развития компетенций руководителя (Development Center). Подробнее...

10 августа и 24 августа в 13:30 (длительность 1 час)

Тема:Применение инструментов «PDA International» в развитии персонала: Новая развивающая методика PDA «My PDA Coach». Подробнее...

Проводит: Киршева Наталия,  Национальный директор PDA International – Russia & SNG.