Газета "Комсомольская правда", 17 июля 2002 года
От каких болезней можно избавиться, играя? Рассказывает психотерапевт, кандидат педагогических наук Наталия Киршева:
- Игрушка – вещь в лечении незаменимая. От чего страдают малыши? От одиночества, родительских ссор, недостатка любви. Отсюда – депрессии, нервные срывы, апатия. Вывести ребенка из этого состояния можно и без помощи врача. Например, многие детки любят играть в маленькие игрушки из киндерсюрпризов. Сыграйте вместе, разделив между игрушками роли. Если вы человек наблюдательный, то из игры вы очень много интересного узнаете про то, что с вашим ребенком случилось сегодня в детском саду или во дворе. Проблемным детям игрушки вообще необходимы, особенно мягкие, потому что они – всегда союзники, друзья. Как правило, их больше любят старшие дети. - Наталия Валентиновна, по мнению многих родителей, компьютер отучает детей общаться с окружающим миром… - Я считаю, ребенок должен играть в разные игры, а компьютер помогает развивать абстрактное мышление. Но – в меру. Надо заставлять ребенка менять вид деятельности. На мой взгляд, слишком модернизированные игрушки страшнее – вот они-то уводят детей от реальности. Сейчас от этого очень японцы страдают - когда живым кошкам и собачкам их дети начинают предпочитать искусственных.У нас, русских, своя головная боль – военизированные игрушки. Нигде детям не покупают столько автоматов и пистолетов… - Понятно, что игры в войнушку учат только разрушению. А какие игры, по-вашему, настраивают на созидательный лад? - Конструкторы. Во-первых, такие игры учат усидчивости. Во-вторых, творческому подходу к самой игре и, конечно, общению, если ребенок играет в конструктор не один, а с вами или с другом. - Часто учителя жалуются, что дети продолжают играть с игрушками в школе… - Это и нормально! Если маленького ребенка вытолкать в школу, а он не успел наиграться, то он и будет тихонечко играть под партой… - … а учитель – злиться. - Это проблема учителя. У маленьких детей есть удивительная способность: они могут работать руками и при этом внимательно слушать, поэтому ничего важного из рассказа учителя ребенок не пропустит. А вот если не дать ребенку наиграться вволю – проблем не избежать. Если он какую-то ситуацию в жизни не проиграл, в его психике останется проблемное место, нерешенная задача. - А какие еще болячки может лечить игра? - Самые сложные. Например, проблему неполной семьи, если оставшийся родитель умеет играть (а не все родители обладают таким даром). Например, если в семье нет папы, мама должна играть с сыном в футбол, войну. Нет мамы – пусть папа учится играть в куклы. Вообще родителю нужно уметь натягивать на себя самые разные роли. Вот вы приходите с работы. Ваше чадо, естественно, вас очень ждет. И тут вы заявляете: я, мол, устал, отстань, играй один! А вот и нет! Устали – скажите ребенку, что заболели, а он – доктор, пусть заботится, лечит вас. Заняты на кухне – скажите, что сейчас играете с ним в повара, пусть поможет по мере сил. Главное – быть как можно больше в компании своего малыша, быть с ним в контакте. - А с совсем маленьким как играть? - Когда ребеночек еще не ходит, до года, игра для него – мостик к маме, к ее энергии. Поэтому для психического спокойствия ему особенно нужен кусочек мамы. Дайте ему в ручку свой браслетик, поясок от халата. Чем больше мамы вокруг, тем теплее мир и спокойнее на душе…
Анна Амелькина
Специальный корреспондент газеты "Комсомольская правда"
|